Краткая история вырезения из бумаги

История вырезания из бумаги насчитывает много столетий и началась она с момента изобретения бумаги в Китае во II веке н.э. Первоначально, из-за дороговизны бумаги, вырезание было прерогативой состоятельных людей и занимались им в домах знати. Использовались вырезанные узоры в религиозных ритуалах (без них не обходились ни свадьбы, ни похороны) и для украшения интерьера (особенно часто вырезались рыбки – знак богатства).

С развитием технологии производства и удешевления бумаги, вырезание из нее распространилось среди всех слоев населения Китая и стало настоящим национальным видом искусства со своей особой стилистикой, сохранившейся до настоящего времени. Оно называется "Цзяньчжи". Основные сюжеты этого ажурного вырезания - растительно-животный мир и изображения богов и духов.

По мере распространения технологии изготовления бумаги по миру, искусство вырезания из нее покоряло другие страны. Первыми были Япония и Корея (VII век). В XIII веке бумажные орнаменты появились в Персии, а в XV веке через Турцию, по шелковому пути они попали в Европу. В конце XVI веке в Германии их использовали для украшения книжных обложек. Бумажные вырезки быстро распространились во Франции, Португалии, Дании, Швейцарии, а к середине XIX века в восточной Европе (Польше, Литве, России). Вместе с испанскими миссионерами искусство бумажного вырезания проникло и развилось в латинской Америке (в Мексике). И в каждой из стран единой осталась только идея использования бумаги для получения резных изделий, а вот художественные особенности, символика, типы узоров везде уникальны. Так, для западно-европейских стран характерны сюжетно-силуэтные и портретные вырезки из бумаги. В XVIII веке искусство вырезания было завезено во Францию и получило название "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, королевского финансиста при дворе Людовика XV, который не только умело перекраивал и урезал бюджет, но и увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги.

Мода на миниатюрные силуэты и сюжетные композиции и коллекционирование ажурной вырезки попала в Россию в эпоху увлечения русского дворянства французской культурой. Сохранилось историческое свидетельство о первых работах в жанре силуэт в России: в Петербург из Парижа приехал знаменитый силуэтист Ф.Сидо. Здесь он создал портретные силуэты императрицы Екатерины II и царской семьи. Своим искусством он увлек аристократов. Силуэтное вырезание было очень популярно в конце XVIII - начале XIX веков. В богатых усадьбах того времени нередко можно было встретить силуэтные портреты на стенах или же силуэтные картинки в альбомах.

Ф.Сидо, Императрица Екатерина II Ф.Сидо, Императрица Екатерина II

Ярчайший представитель силуэтного вырезания в России – художник Ф.Толстой, мастер многофигурных композиций и жанровых сцен с батальными сюжетами.

Ф.Толстой, Гибель Понятовского Ф.Толстой, Гибель Понятовского

С середины XIX века популярность силуэта заметно снижается, и связывают это с изобретением фотографии. Но с конца XIX века интерес к вырезанию из бумаги в России возрождается. Большую роль в этом сыграли художники объединения «Мир искусства» - они активно использовали силуэт в книжной графике. Среди них Г.Нарбут и его знаменитое оформление книги басен Крылова.

Г.Нарбут, Басни Крылова Г.Нарбут, Басни Крылова

Искусство вырезания из бумаги развивалось и в Европе: известным мастером вырезания многофигурных силуэтов был немецкий художник Пауль Коневка.

П.Коневка, Пасхальное шествие П.Коневка, Пасхальное шествие

Таким же умением славился и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Г.Х.Андерсен Г.Х.Андерсен

Но вырезанием из бумаги занимались не только художники и дворяне. С конца XVIII века в связи с появлением большого количества бумажных фабрик и широким распространением бумаги в быту, вырезание из бумаги стало популярным средством оформления местечковых и сельских домов белорусов, поляков, литовцев, украинцев, жителей западных областей России. И в каждой области складывались свои художественные особенности этого вида творчества. Именовались бумажные вырезки в разных странах так же по-разному: в Росиии, Белоруссии и на Украине их называли выстрыганками, выципянками, вырезанками, вытинанками, в Литве - popieriaus karpiniai, Польше - wycinanka. Восточноевропейские евреи позаимствовали мастерство вырезания из бумаги у своих соседей и любовно назвали эти свои произведения прикладного искусства – рэйзэлэ.

Рэйзэлэ Рэйзэлэ

Принцип создания вытинанки прост: он основан на многократном складывании листа бумаги и прорезывании в нём ножницами фигурных отверстий. Нужно отметить, что в большинстве случаев узоры вырезались большими ножницами для стрижки овец, т.е. тем, что было в хозяйстве. Этими ажурными узорами украшались жилища, особенно перед Рождеством и Пасхой, вытинанки наклеивали на стены свежевыбеленных изб, занавешивали окна, украшали углы с иконами.

Польская выцинанка Польская выцинанка

Золотое время развития этого вида народного творчества приходится на вторую половину XIX – начало XX веков. К сожалению, под влиянием урбанизации к середине XX века, в большинстве районов вытинанка практически исчезла (единственный вид ажурных симметричных узоров, который никогда не выходил из народного быта – новогодняя снежинка). И только в 80-х годах XX века искусство начало возрождаться, но не как прикладной вид творчества, а как исключительно декоративный.

Ольга Бабурина, Мандала Ольга Бабурина, Мандала


&nbps